Гид по отдыху:

Афинские урывки

News image

Раннее утро. Вокзал. Я только что приехал в Афины на неделю по приглашению коллег-математиков из здешнего университета. Заранее ...

Так для кого он, остров Корфу?

News image

Принадлежность к туристическом бизнесу заставляет в каждом новом месте размышлять - для кого именно этот курорт может стать идеа...

Эллада

News image

Мне хочется отправится в дорогу, если я вижу картинку перед глазами. Несколько ярких фотографий из чужого путеводителя или потр...

Такой родной Родос

News image

Попав на Родос, я как-то сразу почувствовала себя как дома. Такого чувства я не испытывала еще нигде заграницей. В первый день с...

Корфу, или Остров приятных удивлений

News image

Остров Корфу лежит на перекрестке исторических путей. Под чьим только владычеством не был этот восхитительный островок, кто толь...

Авторизация

Популярные места:

Остров Крит

News image

- самый большой остров в Греции, граница между Европой и Африкой. На этом острове родилась и достигла совершенства первая Европе...

Остров Корфу

News image

, или Керкира по-гречески, расположен в северо-западной части Ионического моря. Совершенно не похожий на остальные греческие ост...



Социальная система Древней Греции

Греция - Древняя Греция

социальная система древней греции

Возвращаясь теперь к цитате из Грота, следует заметить, что, по всей вероятности, он существенным образом изменил бы часть своих суждений, если бы был знаком с архаической формой рода и различными формами семьи, предшествовавшими моногамии. Мы должны возразить против его положения, что основой социальной системы греков был дом, очаг или семья . Почтенный историк имел в виду, очевидно, находившуюся под железной рукой pater familias римскую форму семьи, с которой греческая семья гомеровского периода сближалась по неограниченной власти отца в домохозяйстве. Даже если бы он имел в виду другие и более ранние формы семьи, его предположение оставалось бы в равной мере неприемлемым. Род по своему происхождению древнее моногамной семьи, древнее синдиасмической и действительно современен пуналуальной семье. Ни одна из этих форм семьи ни в каком случае не служила основанием рода. Род не признает существования семьи, какой бы то ни было формы, в качестве составной своей части. Напротив того, каждая семья, как в архаическом, так и в позднейшем периоде, находилась частично внутри, частично же вне рода, так как муж и жена должны были принадлежать к различным родам. Простое и полное объяснение этого состоит в том, что семья появляется независимо от рода, свободно развиваясь из низших форм в высшие, тогда как род в качестве единицы социальной системы сохраняет постоянство. Род входил целиком во фратрию, фратрия входила целиком в племя, а племя входило целиком в нацию; но семья в целом не могла входить в род, так как муж и жена должны были принадлежать к различным родам.

Поднятый здесь вопрос крайне важен, так как не только Грот, но и Нибур, Сэрльуолл, Мэн, Моммсен и многие другие способные и проницательные исследователи заняли ту же позицию в вопросе о моногамной семье патриархального типа, считая ее единицей, на которой была построена общественная система греков и римлян. В действительности семья ни в одной из ее форм не служила таким основанием, так как она в целом не могла войти в род. Род был однородной и в высшей степени стойкой организацией и в качестве таковой являлся естественной основой социальной системы. Семья моногамного типа могла индивидуализироваться и приобрести значение в роде и вообще в обществе, но род тем не менее не мог признать семью своей составной частью, ни зависеть от нее. То же относится к современной семье и политическому обществу. Хотя семья благодаря правам собственности и привилегиям индивидуализировалась и признана законодательством правовой единицей, она не составляет единицы политической системы. Государство признает провинции, из которых оно состоит, провинция - входящие в нее общины, но община не считается с семьей; так, нация признавала свои племена, племя - свои фратрии, фратрия - свои роды; но род не считался с семьей. Исследуя структуру общества, мы должны принимать во внимание только органические связи. Община стоит в таком же отношении к политическому обществу, в каком род стоял к родовому. Оба они являются единицами системы.

У Грота имеется ряд ценных замечаний, касающихся греческих родов, которые я желал бы привести для характеристики этих родов, хотя он, по-видимому, считает, что роды не древнее существовавшей тогда мифологии или иерархии богов, от которых некоторые роды вели происхождение своих предков-эпонимов. Приведенные выше факты показывают, что роды существовали задолго до того, как эта мифология развивалась, и до того, как человеческий ум создал Юпитера или Нептуна, Марса или Венеру.

Грот говорит далее: Таков был первоначальный религиозный и общественный союз населения Аттики в его постепенном развитии, резко отличный от учрежденного, вероятно, позднее политического союза, представленного сначала триттиями и навкрариями, а в позднейшее время десятью племенами Клисфена, распадавшимися на триттии и демы. Религиозная и семейная связь древнее союзов обоих этих типов; но политический союз, хотя и возникающий позже, приобретает в течение большей части истории, как мы увидим, все возрастающее влияние. Личные отношения являются существенными и доминирующими моментами в первом случае, при чем местные отношения играют подчиненную роль; во втором случае главное значение приобретают собственность и место жительства, а личный элемент занимает второстепенное место. Все эти фратриальные и родовые ассоциации, большие и малые, были основаны на одних и тех же принципах и тенденциях греческого ума - слиянии идеи культа и идеи предков или общности некоторых особых религиозных обрядов с общностью по крови, действительной или мнимой. Бог или герой, которому собравшиеся вместе члены данного союза приносили свои жертвы, представлялся им начальным предком, которому они были обязаны своим происхождением и от которого их часто отделял длинный ряд промежуточных имен, как это мы видели на примере Гекатея Милетского, неоднократно уже упоминавшегося. Каждая семья имела свои священные обряды и траурные поминания предков, исполнявшихся хозяином дома с допущением только членов семьи... Более крупные союзы, называемые родом, фратрией, племенем, существовали на основе расширения того же принципа - семьи, рассматриваемой как религиозное братство, поклоняющееся какому-нибудь общему богу или герою, носящему соответствующее прозвище и признаваемому их общим предком. Празднества Теэнии и Апатурии (первое - аттическое, второе - общее для всей ионийской расы) собирали ежегодно членов этих фратрий и родов для культовых церемоний, пиршеств и поддержания взаимной симпатии; таким образом укреплялись более широкие связи, без ослабления более узких... Но историк должен принять в качестве исходного факта самое начальное положение вещей, о котором свидетельствуют его материалы, а в настоящем случае родовые и фратриальные союзы представляют собой явления, происхождение которых мы не можем выяснить .




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древняя Греция:

News image

История Греции

146 год до н.э. – установление на территории Греции Римского права, объединение греческих земель под управлением Александра Великого. Римское право ...

News image

Древняя Греция

Безусловно, античная эпоха оказала большое влияние на дальнейшее развитие европейских государств. В то время как народы на большей части территории ...

News image

Образование в Греции

В Греции вся образовательная система находится под государственным наблюдением, согласно статье 16 Конституции. Государству предписана «фундаменталь...

Популярные заметки:

Отдых в Греции

News image

У любого человека в мире слово «Греция» или «Эллада» ассоциируется с понятиями демократичности, источником зарождения культуры и искусства, философи...

Греческие острова

News image

Ай вонт ту ве остров! Подумаешь, острова! У нас, между прочим, у самих островов - как собак нерезаных: взять хоть Новую Землю, или Маканруши, да хо...

Ev Zin. На вершине Мира

News image

Боги Эллады смотрели на землю с вершины горы Олимп. Чтобы взглянуть на мир их глазами, не обязательно искать дороги в пантеон Зевса. Достаточно отпр...

Впечатление (о. Крит)

News image

На Крит летишь через Балканы. Над ними ни облачка. Потом появляется море, вернее, угадывается - оно укрыто толстым слоем облаков. Наконец этот слой ...

Отдых на Крите

News image

Пляжи на Крите радуют глаз - от широких песчаных в районе деревушки Элунда и городка Агиос Николаос до галечных или каменистых. Можно позагорать на ...

Вся правда об отеле Cahsis

News image

В первую очередь хотела бы сказать, что купилась на отель Capsis, увидев красивые фото в глянцевых журналах и позицианирование как отель vip класса....

Кипрская кухня: наше впечатление

News image

Как в первый вечер не отправиться в ресторанчик? И мы пошли выбирать. Это особое удовольствие - пройтись мимо десятка открытых террас и подобрать се...

Афинские урывки

News image

Раннее утро. Вокзал. Я только что приехал в Афины на неделю по приглашению коллег-математиков из здешнего университета. Заранее знал, на что иду: го...

Porto Carras - курорт мирового уровня

News image

Уникальный греческий курорт на Халкидиках Porto Carras подарит Вам море ощущений и поможет восстановить силы. Курорт предлагает многочисленные возмо...