Популярные места:
Остров Крит![]() - самый большой остров в Греции, граница между Европой и Африкой. На этом острове родилась и достигла совершенства первая Европе... |
Остров Корфу![]() , или Керкира по-гречески, расположен в северо-западной части Ионического моря. Совершенно не похожий на остальные греческие ост... |
Просвещение и революционные движения
Купцы и особенно их сыновья проникались идеями европейского Просвещения и Французской революции. Духовные и экономические интересы побуждали их выступать за создание правового государства, которое бы гарантировало им защиту жизни и имущества. Подчас эта новая торговая элита заручалась поддержкой клефтов, хотя и не слишком им доверяла.
Первый этап греческих восстаний против владычества султанской Турции начался в 1770 и продолжался до 1809. Он совпал по времени с Французской революцией и с национально-освободительным движением в Сербии. Вооруженные выступления происходили главным образом в Эпире, Фессалии и Македонии, но иногда распространялись до Пелопоннеса. Мятежники получали финансовую и моральную поддержку от зарубежных греческих общин в Триесте и Вене. Православная церковь по-своему отреагировала на Французскую революцию и восстание в Греции, призвав упрочить Османскую империю как ниспосланную Богом защиту православных христиан от влияния Рима и французской <системы свободы>. В ответ греческий эмигрант Адамантиос Кораис (известный также как литератор и филолог, основоположник современного греческого литературного языка) выступил с обличением высшего греческого духовенства и призвал к распространению светского образования.
После 1809 стали возникать, в основном за границей, тайные греческие революционные общества. Среди них выделялось <Филики Этерия> (<Дружеское общество>), основанное в Одессе в 1814. Его члены пытались заручиться поддержкой русского царя Александра I, но тот отказался иметь дело с революционерами. После этой неудачи гетеристам пришлось расширить круг своих членов и привлечь в него ряд консерваторов, во главе общества стал генерал русской армии Александр Ипсиланти, происходивший из фанариотов.
Еще раньше турецкие власти издали постановления об ограничении размеров землевладений православных христиан. Например, на Пелопоннесе, где мусульмане составляли около 10% населения, доля принадлежавших им земель возросла с 2/3 в 1770 до 4/5 в 1814. Такое сочетание торгового и земельного кризисов увеличило привлекательность идей гетеристов для крестьянства и мелких торговцев. Несмотря на противодействие со стороны состоятельных греков, население Пелопоннеса, недовольное ухудшением своего экономического положения, подняло восстание против турок в 1821.
Парфянская Державаелевкидское царство, оказавшееся наследником восточных владений Александра, стало уменьшаться в размерах уже через несколько десятилетий после своего возникновения. Особенно ощутимой для Селевкидов была потеря самых дальних восточных областей - Бактрии (современный Северный Афганистан и частично правобережье р. Амударьи) и Парфии (горы Копетдаг и примыкающие к ним долины Юго-Западной Туркмении и Северо-Восточного Ирана). Они были утрачены в середине III в. до х.э. во время междоусобиц двух селевкидских царевичей - Селевка и Антиоха.
Парфянский период длился дольше, чем ахеменидский: на него приходится без малого пять веков - со второй половины III в. до х.э. (отложение Парфии от Селевкидов) по первую четверть III в. х.э. (возвышение и окончательная победа над последними парфянскими царями династии Сасанидов). Но позднейшая иранская историческая традиция (восходившая к Сасанидам) не сохранила об этом периоде почти никаких сведений. Их корни и ветви были короткими, так что никто не может утверждать, что их прошлое было славным. Я не слышал ничего, кроме их имен, и не видел их в летописях царей . Такая память осталась о парфянах к Х в. х.э., когда персидский поэт Фирдоуси писал свою Книгу царей .
Парфяне вошли в мировую историю прежде всего как могущественные и коварные противники римских легионов, сражавшихся на Востоке. И до самого недавнего времени, не имея других источников, историкам поневоле приходилось смотреть на парфян глазами латинских и греческих авторов. Естественно, что взгляд их был недружелюбным и настороженным, а главное, беглым и весьма поверхностным. Так из-за неполноты и односторонности источников возникло представление о темных веках в истории Ирана, когда эллинистическое наследие оказалось в руках варваров-эпигонов, а духовная культура находилась в упадке. Только в XX в. стали появляться новые материалы (в первую очередь археологические находки), позволившие взглянуть на историю Пафянской державы по-новому.
С разной степенью подробности исследованы в настоящее время десятки городов и поселений парфянского времени на всей обширной территории государства. Яркую картину жизни небольшого пограничного римско-парфянского города удалось воссоздать благодаря работам в Дура-Европос на среднем течении Евфрата. В 20-30-е годы проводились раскопки одного из наиболее крупных эллинистических городов в Месопотамии - Селевкии на Тигре. Менее детально исследованы парфянские слои Ктесифона, одной из столиц Парфянской державы (тоже на Тигре). Проводились раскопки и ряда других городов - Ашшура, Хатры и др., начаты исследования одной из столиц - Гекатомпила, большие результаты дает исследование парфянских памятников в Южной Туркмении (т.е. в Парфии собственно), и в первую очередь многолетние раскопки остатков парфянского города Михрдаткерта (городища Старая и Новая Ниса в 16 км от Ашхабада). Здесь раскопаны несколько храмов, зданий общественного назначения и некрополь. Из наиболее интересных находок в Нисе следует назвать памятники парфянского искусства (глиняная и каменная скульптура, резные роги для вина - ритоны из слоновой кости). Но особое место занимает находка хозяйственного парфянского архива - написанные тушью на остраках (глиняных черепках) документы, учитывающие поступления вина с окрестных виноградников в царские погреба Михрдаткерта, а также его выдачу. Всего архив из Нисы содержит более 2500 таких документов, относящихся к I в. до х.э.
Читайте: |
---|
Древняя Греция:
![]() Земледелие в ГрецииЗначительную роль в эволюции социальной структуры играло общественное мировоззрение. Как и в Египте, мифология в Греции изначально фиксировала и с... |
![]() Социальная система Древней ГрецииВозвращаясь теперь к цитате из Грота, следует заметить, что, по всей вероятности, он существенным образом изменил бы часть своих суждений, если бы б... |
![]() Эллинистический периодГегемония в Греции перешла к Александру, которому удалось привести мятежные греческие группировки к повиновению. Александр штурмом и разрушил Фивы, ... |