Популярные места:
Остров Крит![]() - самый большой остров в Греции, граница между Европой и Африкой. На этом острове родилась и достигла совершенства первая Европе... |
Остров Корфу![]() , или Керкира по-гречески, расположен в северо-западной части Ионического моря. Совершенно не похожий на остальные греческие ост... |
Земледелие в Греции
Значительную роль в эволюции социальной структуры играло общественное мировоззрение. Как и в Египте, мифология в Греции изначально фиксировала и символически интерпретировала сезонные земледельческие работы: культ Деметры, богини плодородия (дочь которой, Персефона, треть года проводит в подземном царстве), культ Диониса, бога плодородия и виноградной лозы, виноделия; орфический культ. Позднее, как и в Египте, возник мотив загробного мира, потустороннего существования. В культе Деметры счастливое посмертное существование (воздаяние) обеспечивалось посвящением и выполнением определенных обрядов.
У орфиков и в культе Диониса родилась идея бессмертной души, способной на существование отдельно от тела. Но если орфики создали сложную картину посмертного воздаяния, считая, что душа переселяется из одного тела в другое, и отодвигая момент слияния с божеством в далекое будущее, то простонародный культ Диониса демонстрировал возможность регулярного освобождения души под воздействием вина, в оргиастических шествиях. Демократическому сознанию импонировала такая легко достижимая свобода, иллюзорное, но реально ощутимое улучшение своего положения.
Независимо от своего содержания различные культы выполняли консолидирующую роль: либо в местных (родовых) полисных масштабах, либо становились идеологией даже межполисных объединений: дорический гексаполис вокруг святилища Аполлона в Книде, объединение 12-ти племен Северной и Центральной Греции с центром в Дельфах (19, 60). Объединения племен как бы на религиозной почве стали прообразом последующих политических и военных союзов.
Под влиянием трудовой и социальной практики мифология была подвергнута несвойственной ей систематизации (Гесиод) и даже направленной обработке (орфики). Но этапным в зарождении новой формы сознания следует считать осмысление аллегорического, предметно-вещественного содержания мифа, например, миф о Дионисе воспринимался как иносказание о возделывании виноградника и получении вина (22, 164). В период возникновения философии такого рода бытовые интерпретации мифов продолжались и множились (4,99-101).
Различие в социальных позициях основных противостоящих сил — земледельцев, аристократии и купечества — способствовало окончательному формированию основных направлений в философии — материализма, объективного и субъективного идеализма, которые определили в свою очередь и основные подходы в искусстве.
Ценностные установки, характерные для героической эпохи, были результатом ориентации на родовые идеалы, тогда как для гражданского общества достаточными были нормы, т. е. следование законам (материализм). Оппозиционное отношение к крепнущему влиянию тор-гово-ремесленной чужеземной идеологии сблизило впоследствии общины с ее родовой аристократией так, что аристократ Платон выступал против частной собственности, возведя общинные идеалы и традиции военной демократии в принцип государственного устройства. Сам объективный идеализм Платона можно истолковать как поэтизацию закона, процесса его осознания, государственного воплощения.
Поскольку для торгово-ремесленного слоя законы полиса долгое время были враждебными, а этническая среда чуждой, постольку все общественные нормы поведения воспринимались им как искусственные, субъективные (софисты). Такая точка зрения была близка рабам и деклассированным элементам. Следует, однако, иметь в виду, что отношение к различным течениям в философии менялось в зависимости от изменения положения данного слоя в обществе.
Распад старых родовых связей, рост личной экономической самостоятельности привели к росту самосознания, фактически к становлению личности в современном смысле этого слова. Возник интерес к внутреннему духовному миру человека, к его индивидуальным особенностям. Это кардинальное изменение структуры субъекта не могло быть еще осознано, но было отмечено и выражено в различных формах общественного сознания.
Прежде всего интерес к внутреннему миру выразился в оформлении лирики как литературного жанра (в VII в. до н.э.). И естественно, что ведущей темой нового жанра стала любовь. Наряду с наиболее яркой лирикой о любви-страсти (поэтесса с о. Лесбос Сапфо, Алкей, Пин-дар) возникла лирика о любви-игре, развлечении или разновидности интеллектуального общения, где также проявляется индивидуальность (Анакреонт).
Наряду с интимной лирикой (а быть может, в противовес) возникла лирика гражданская, обратившаяся уже к обществу, а не к отдельному герою (Солон, Тиртей), а также ямбы - стихи назидательной, нередко сатирической направленности (Архилох, Мимнерм, Гиппонакт).
Сочетание различных типов мировоззрения с лирическим началом создало греческую трагедию — наивысшее достижение античной культуры периода высокой классики. Для драматических представлений строили на склонах холмов обширные амфитеатры, рассчитанные на десятки тысяч зрителей.
Трагедия, возникшая из культовых игр и ритуалов праздника Диониса, первоначально являла собой усложненный диалог хора с актером (затем двумя, тремя). Великие Дионисии (март-апрель) знаменовались состязаниями трагиков: каждый представлял три трагедии и драму сатиров. Вместо подвигов в трагедии изображались страсти и страдания человека.
Читайте: |
---|
Древняя Греция:
![]() Современная история ГрецииРезультатом греческой войны за независимости было формирование независимого греческого королевства в 1830 г., которое, однако, охватило только огран... |
![]() Письменность Древней ГрецииПисьменность в греческой культуре XXII-XII вв. играла ограниченнуюроль. Как и многие народы мира, жители Эллады прежде всего стали делатьр... |
![]() Костюмы древних грековВладычество Персии, казавшееся безграничным в VII-V веках, было подорвано небольшой, по существу, бедной страной, сыгравшей огромную роль в развитии... |