Популярные места:
Остров Крит![]() - самый большой остров в Греции, граница между Европой и Африкой. На этом острове родилась и достигла совершенства первая Европе... |
Остров Корфу![]() , или Керкира по-гречески, расположен в северо-западной части Ионического моря. Совершенно не похожий на остальные греческие ост... |
Афинский оратор Демосфен
был ровесником Аристотеля. В тридцатилетнем возрасте он стал принимать активное участие в политической деятельности, выступая против македонского царя Филиппа, угрожавшего независимости Греции. Его гневные речи называли «филиппиками». Македонский царь, правивший с 359 по 336 годы до н. э., хорошо вооружил свою армию, а затем, использовав разногласия между греками, захватил афинские владения во Фракии и подготовился к вторжению в Среднюю Грецию. Афинянам Филипп предложил заключить мирный договор, однако, несмотря на его подписание, напал на их союзника область Фокиду, расположенную вблизи Дельфийского оракула.
Демосфен возглавил афинское посольство и призвал греческие государства объединиться, чтобы дать отпор македонскому царю. Летом 338 года до н. э. произошла битва при Херонее между македонской армией и войсками союза греков. В этом сражении Филипп и его сын Александр одержали победу. Демосфен организовал защиту Афин, вооружив население и укрепив городские стены, но неожиданно македонский царь согласился заключить мир, оставив афинянам флот и все находившиеся под их властью города за исключением Херсонеса Фракийского.
Кто способствовал этой милости и созыву обще-греческого съезда в Коринфе, провозгласившего организацию похода на Персию, осталось тайной безмолвия античности. Однако хорошо известно, как негативно относился Аристотель Стагирийский к персам, убившим его друга, атарнейского тирана Гермия и преследовавшим его в Ассосе, где он счастливо жил три года с любимой Пифиадой, открыв свою школу философии и проводя исследования по зоологии, ботанике, биологии.
В 336 году до н. э. македонский царь Филипп был убит, и Демосфен узнал об этом первым. Он опять обратился с посольством в союзные греческие города, призывая их выступить против наследника Филиппа, «дурачка Александра». Фивы, воспользовавшись отсутствием македонского царя, занятого подавлением восстания племён на Балканском полуострове, окружили македонский гарнизон и почти весь перебили. Александр появился под стенами города неожиданно и, взяв его приступом, разрушил до основания, продав всех уцелевших жителей в рабство.
В Афинах царила паника в предчувствии осады македонян, однако и на этот раз нападение на город не последовало. Александр только потребовал от афинян выдачи Демосфена и его сторонников, однако почему-то не стал настаивать на этом, а со всей своей энергией занялся подготовкой похода против Персии. Кто остановил его тогда от расправы над Демосфеном, осталось тайной античности, но самое большое влияние на него в это время оказывал воспитатель Аристотель Стагирийский.
В Афины философ вернулся на 2 году 111 олимпиады и преподавал в Ликее тринадцать лет. Вместо себя он оставил в Македонии советником у юного царя своего племянника Каллисфена Олинфского. Александр Македонский, став правителем в двадцатилетнем возрасте после убийства царя Филиппа и подчинив себе Грецию, одно время помогал Аристотелю материально в его научных изысканиях. Когда весной 334 года до н. э. молодой полководец убедился, что греки смирились с господством Македонии, он предпринял дерзкий поход на Восток, объявив войну с Персией возмездием за разрушенные святыни эллинов.
Разгромив персидскую армию, войска Александра Македонского заняли Сирию, Финикию, Палестину и Египет. Царь основал новый город на побережье Средиземного моря, соединив остров Фарос насыпью с материком, и назвал его своим именем. Друзьям и родным он отправлял роскошные подарки из огромных богатств, захваченных у персов. Находившийся вместе с ним в походах племянник Аристотеля Каллисфен подробно описывал подвиги царя, восхищаясь его смелостью и сообразительностью.
Однако, достигнув неограниченной власти, Александр Македонский превратился в жестокого тирана, расправлявшегося даже со своими друзьями, если они ему возражали, не падали ниц перед ним или высказывали мнение, отличное от царского. После раскрытия в 328 году до н. э. заговора македонских пажей против царя он обвинил бездоказательно племянника Аристотеля в подстрекательстве, бросил в тюрьму, а затем приказал посадить в железную клетку, как пишет Диоген Лаэртий, и долго возил «обросшего и завшивевшего, а потом он был брошен льву и так погиб».
Пообещал Александр Македонский разобраться и со своим бывшим воспитателем Аристотелем после покорения Северной Африки, Италии и Испании, однако неожиданно перед самым походом заболел и спустя некоторое время скончался на 33 году жизни 13 июня 323 года до н. э., не назначив наследника. Ходили слухи, что он был отравлен, намекая на Стагирита, хотя врагов у царя, расправлявшегося даже с полководцами, недовольными его политикой, было предостаточно и среди македонян.
Известие о жестокости Александра, должно быть, возмущало Аристотеля. Он дружил с македонским полководцем Антипатром и о безнравственном поведении своего воспитанника мог узнавать от него одним из первых в Афинах. Аристотель осуждал проявления деспотизма, утверждая, что «тираническая власть не согласна с природою человека». В своём сочинении «Политика» он выразился ещё резче: «Чести больше не тому, кто убьёт вора, а тому, кто убьёт тирана»
После смерти Александра Македонского Аристотелю пришлось бежать на остров Эвбея, чтобы не повторить судьбу Сократа. Диоген Лаэртий сообщает, что его привлёк к суду за бесчестие иерофант Евримедонт (или Демофил) за гимн, который он сочинил в честь атарнейского тирана Гермия и за надпись на его статуе в Дельфах: «Сей человек, вопреки священным уставам бессмертных, был беззаконно убит лучников-персов царем. Не от копья он погиб, побежденный в открытом сраженье, а от того, кто попрал верность коварством своим».
Аристотель удалился в Халкиду и умер там на шестьдесят третьем году жизни, когда и Демосфен погиб в Калаврии. Мысли о возможности близкой смерти, вероятно, посещали Стагирита после бегства из Афин, что подтверждает написанное им завещание, где он просит позаботиться о Герпеллиде (второй жене), если та захочет выйти замуж после его кончины за достойного человека: «Если она предпочтет жить в Халкиде, то предоставить ей гостиное помещение возле сада; если в Стагире, то отцовский дом; и какой бы дом она ни выбрала…». Вполне возможно, что философ мог использовать лекарства из ядовитых растений, чтобы избавиться от сильной боли или для своего растворения в вечности по идейным соображениям. Распорядителем завещания он назначил македонского полководца Антипатра.
Растительные яды, их приготовление и свойства хорошо были известны Аристотелю и его любимому ученику Теофрасту (Феофрасту), написавшему 10 книг об истории растений, 8 книг о причинах растений и 5 книг о соках. Одно из сочинений ученик Стагирита посвятил лекарственным и ядовитым растениям. В своём трактате Теофраст описывает технологию изготовления яда из стебля растения и приводит сообщение, что врач Фрасий нашёл «средство, которое делает смерть лёгкой и безболезненной».
Аристотель был противником самоубийств, но свидетельства античных историков, что он выпил яд аконит, заслуживают внимания. Однако, кому он доверился и рассказал о причине своего решения, почему выбрал время для ухода из жизни спустя несколько месяцев после победы в августе 322 года до н. э. македонской армии во главе с Антипатром над афинянами в Фессалии, когда ему уже не угрожали гонения, и почему оно совпало со временем самоубийства Демосфена в Калаврии, осталось тайной безмолвия античности.
Прошло чуть больше года после триумфального возвращения Демосфена из изгнания с острова Эгина, когда он на государственном корабле, специально за ним посланным, вернулся в 323 году до н. э. в Афины. В гавани Пирея ему устроили встречу, как национальному герою. Он возглавил сопротивление против Македонии, и опять началась война: 8 тысяч афинян и их союзников под началом полководца Леосфена направились в Фессалию против македонского полководца Антипатра и одержали победу. С остатками своих войск Антипатр заперся в крепости Ламии и, казалось, был обречён на быстрое поражение, но при осаде погиб Леосфен.
Афиняне могли подписать выгодный для себя мирный договор, но, как и в Пелопоннесской войне, радикалы потребовали сражаться до полной победы. Некоторым союзникам Афин македоняне предложили заключить мир, и они согласились. К Антипатру из Македонии пришли подкрепления, и афиняне в августе 322 года до н. э. проиграли сражение у города Краннона в Фессалии. Демосфен и другие вожди демократов были приговорены к смерти. По условиям мира Афины должны были уплатить Македонии за военные расходы и допустить в свою гавань их гарнизон. Просил ли Аристотель Стагирийский дружившего с ним македонского полководца Антипатра сохранить жизнь знаменитому оратору, осталось тайной безмолвия античности, но душеприказчиком своего завещания он его оставил.
Демосфен бежал на остров Калаврию и укрылся в храме Посейдона, прося о защите. Там и настигли его 12 октября 322 года до н. э.фракийские наёмники во главе с бывшим афинским актёром Архием и стали уговаривать поехать с ними к Антипатру. Демосфен не поверил их обещаниям и выпил яд цикуты. Тогда же по свидетельству некоторых древних историков закончилась и жизнь великого Аристотеля Стагирийского, выпившего аконит. Тело философа перевезли из Халкиды в Огагару, где был построен мавзолей Аристотеля, простоявший довольно долго и затем растворившийся в вечности. Но величие его творений осталось навсегда в памяти благодарного человечества, как и речи демократа Демосфена, борца за свободу и независимость своей родины.
В гимне выдающегося философа своему другу, атарнейскому тирану Гермию, есть такие слова: «Добродетель, многотруднейшая для смертного рода, прекрасная добыча жизни людской, за девственную твою красоту и умереть, и труды принять мощные и неутомимые – завиднейший жребий в Элладе: такою силой наполняешь ты наши души, силой бессмертной, властнее злата…». Справедливость,- говорил Аристотель, – это душевная добродетель, состоящая в том, чтобы всем воздавать по заслугам.
Читайте: |
---|
Древняя Греция:
![]() Законы ПлатонаНе была чужда грекам и проблема приспособления окружающей среды к нуждам человека. Осушение заболоченных земель и орошение засушливых, устройство ка... |
![]() Переход от родового общества к политическомуОт первой попытки основать новую политическую систему и до того, как. эта проблема была разрешена, прошло несколько столетий. Когда опыт показал, чт... |
![]() Греция. ИсторияКрито-микенская культура. Территория материковой Греции и острова были обитаемы задолго до 4000 лет до н.э., здесь обнаружены стоянки и орудия, от... |