Популярные места:
Остров Крит- самый большой остров в Греции, граница между Европой и Африкой. На этом острове родилась и достигла совершенства первая Европе... |
Остров Корфу, или Керкира по-гречески, расположен в северо-западной части Ионического моря. Совершенно не похожий на остальные греческие ост... |
Изобразительное искусство и архитектура
Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческогоизобразительного искусства и архитектуры Vв. принято делить на два большихпериода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусствовысокой, или развитой, классики. Граница между ними проходит примерно всередине века, однако границы в искусстве вообще довольно условны, ипереход из одного качества в другое происходит постепенно и в разных сферахискусства с различной скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежамежду ранней и высокой классикой, но и между архаическим ираннеклассическим искусством.
В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место вразвитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрамидеятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся еверныйПелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеямиосвободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героическийхарактер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где онсвободен и где уважается его достоинство, отличает искусство раннейклассики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывалиего в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого времяинтенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородныхпроизведений. На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур - куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптурыстремятся к передаче сложного движения человеческого тела. В архитектуреоформляется классический тип периптерального храма и его скульптурногодекора.
Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры сталитакие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о.Эгина, так называемый храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. Поскульптурам и рельефам, украшавшим эти сооружения, можно ясно проследить,как менялись их композиция и стиль в разные периоды - при переходе отархаики к строгому стилю и далее - к высокой классике, что именнохарактерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создалосовершенные в своей законченности, но условные произведения искусства.Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры раннейклассики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображениюличности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкойзадачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классикивыпала следующая, более сложная задача - передать движения души.
Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становитсяглавной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, тлитых избронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенныйобраз человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственнойкрасоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательноезначение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умысовременников, воспитывая в них представление о том, каким должен бытьчеловек. Вторая четверть Vв. - годы деятельности самого выдающегося изхудожников ранней классики - Полигнота. Судя по свидетельствам древнихавторов, Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагалфигуры заднего плана над передними, частично скрывая их на неровностяхпочвы. Этот прием засвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописиэтого времени наиболее характерно уже не следование за живописью в областистилистики, а самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средстввазописцы не только шли за монументальным искусством, но, как представителинаиболее демократического вида искусства, кое в чем и обгоняли его,изображая сцены из реальной жизни. В эти же десятилетия наблюдается упадокчернофигурного стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохранялиестественный цвет глины, пространство же между ними заполняли черным лаком.
Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиямихудожников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность - наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияниеафинской идеологии все более определяет развитие искусства всей Эллады.
Читайте: |
---|
Древняя Греция:
Традиции ГрецииСтволы деревьев часто окрашиваются известью в белый цвет прежде всего для того, чтобы бороться с муравьями. К тому же деревья выглядят красивей. Че... |
Архитектура Древней ГрецииПамятники древнегреческого искусства доставляют нам огромное эстетическое наслаждение и дают яркое представление о жизни и мировоззрении эпохи, ушед... |
Костюмы древних грековВладычество Персии, казавшееся безграничным в VII-V веках, было подорвано небольшой, по существу, бедной страной, сыгравшей огромную роль в развитии... |